Вильям ЛАЙН
Глава V ТЕСЛА И КЛУБ «СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
Когда Тесла выставил свое изобретение на обозрение, в британском клубе «Старые добрые друзья» очень долго обсуждали теорию эфира, и взлет Теслы, должно быть, задел гордость членов клуба, вызвав желание не признавать его заслуг. После прочтения им в 1892 году лекции в Лондоне они ничего не сообщили о нем в своих журналах, никогда не упоминали его. Но он показывал им свое оборудование и то, как оно работает.
В 1847 году Уильям Томсон при обсуждении движения поддающегося намагничиванию тела в неоднородном поле силы сообщил, что заряженное тело притягивает тело, имеющее большую диэлектрическую постоянную, чем у окружающей среды, и отталкивает тело с более низкой диэлектрической постоянной, предоставляя путь лучшей электропроводности к силовым линиям. Томсон также заявил, что электрод, погруженный во флюидную изолированную среду (очевидна аналогия с телом в заполненном эфиром пространстве), в «достаточно высокочастотную», вызовет гравитацию всего газообразного вокруг к электроду, но что, по общему мнению (его и его европейских коллег), возможность достижения таких частот была «вне рассмотрения».
В то время как теоретическая часть была разработана Томсоном, Тесла уже сделал экспериментальную часть. И последнее положение Томсона относительно частоты вскоре было опровергнуто Теслой, близким последователем и поклонником работ Томсона. Повторяя ситуацию, другой Томсон — Д. Д. Томсон, который также был для Теслы героем, предъявил математически разработанную теорию двигающихся каналов силы* В его «Последних исследованиях по электричеству и магнетизму» он выдвинул гипотезу, что «эфир — хранилище механического импульса».
Лекция Теслы в колледже Колумбии в 1891 году была основана на более ранних экспериментах. Он упомянул «каналы силовых линий» и раскрыл некоторые из своих открытий относительно эфира и импульса. Его лекция, прочитанная в феврале 1892 года в Лондоне**, прошла в то время, когда в клубе «Старые добрые друзья» все еще дебатировали, могло ли электромагнитное действие произойти в свободном эфире. В который раз Тесла объяснил, что он планировал запустить мотор дистанционно беспроводной энергией, с помощью уже сделанного им оборудования, и извлечь свободную энергию из окружающей среды. Они, видимо, были парализованы непониманием.
* Д.Д. Томсон, см. выше.
** Никола Тесла. Лекция в Институте инженеров-электриков, Лондон (февраль 1892 г.).
Четыре года спустя Уильям Томсон* заявил, что он «склонен думать», что «изменения электростатической силы из-за быстро меняющегося электризования» распространяются «волнами сжатия в светоносном эфире». Это высказывание, казалось, указывало, что Томсон только начинал серьезно относиться к Тесле. В своей лондонской лекции для «Старых добрых друзей» в Королевской академии в 1892 году Тесла заявил, что «заданные» частоты, о которых Томсон сказал, что их создание было «вне рассмотрения», были «намного ниже, чем сначала всем казалось», и продолжил (сделав акцент в соответствующем месте): «Мы можем заставить молекулы газа сталкиваться при помощи переменных электрических импульсов высокой частоты и таким образом можем имитировать процесс горения; и в экспериментах с высокими частотами, которые мы теперь способны получить, я думаю, будет получен результат, производимый импульсами, передающимися через проводник». «Вызвала огромный интерес демонстрация твердости газового столбца»...«с низкими частотами, приблизительно 10 000 в секунду, которые я мог получить без труда с помощью специально созданного генератора переменного тока». «Как газовая среда должна вести себя под влиянием огромного электростатического напряжения, которое может быть активным в межзвездном пространстве, и может меняться с невообразимой скоростью?» Ранее Тесла говорил о космическом пространстве вне земной атмосферы.
В этом отношении Тесла, казалось, также обращался к своим основным солнечным лучам. Его высказывания также показывают, что он пытался определить характеристики эфира. Например, является ли он твердым или жидким и при каких обстоятельствах это может измениться? Его природа статична или динамична? Он имеет высокую или низкую плотность? И т.д. «Что определяет твердость тела? Это должны быть скорость и количество двигающегося вещества. В газе скорость может быть значительной, но плотность является чрезвычайно малой, в жидкости скорость, вероятно, была бы малой, хотя плотность может быть значительной; и в обоих случаях сохраняется сопротивление инерции. Тело могло бы двигаться с большей или меньшей свободой через вибрационную массу, но в целом она будет твердой».
*Боттомлей, Природа. LIII (1896), стр. 268.
Это выражение отражает более ранние опыты Теслы, как сказано в его лекции 1891 года в колледже Колумбии в Нью-Йорке, и повторено во время его лекций 1892 года в Лондоне, где он пояснял, как произведено механическое движение с помощью переменной электростатической силы, действующей через газообразную среду. Каналы силовых линий, как было сказано, «сформированы рядами направленно перемещающихся молекул» (в этом смысле Тесла, должно быть, ссылался на «эфирные молекулы»). Тесла считал, что «все электростатические, электродинамические и магнитные феномены существуют благодаря электростатическим молекулярным силам». Эта формулировка разъясняет, что Тесла подразумевал под «молекулами», и в этом вопросе Тесла разошелся с Д. Д. Томсоном, полагающим, что эти феномены были исключительно электромагнитной природы, в то время как Тесла считал электростатический феномен более важным*
Эти лекции посвящены тому, как «твердые тела» могут проходить вибрационную, несжимаемую массу эфира, который в целом является твердым. Это — суть того, как «сопротивление инерции» основной эфирной структуры может быть вызвано заряженным телом, которое активизирует и делает эфир твердым с помощью электрических токов «достаточно высокого напряжения и частоты». Поскольку сопротивление инерции эфира «самоутверждается», наэлектризованное тело может быть продвинуто через эфир. «Особый генератор переменного тока» Теслы в одном варианте конструкции имел диаметр, равный 32 дюймам, и если он был подобен типу, используемому на летающей тарелке, которую я видел в 1953 году, то, вероятно, управлялся одной из безлопастных турбин Теслы. В 1890 году Тесла сообщил, что генератор переменного тока производил до 10 ампер и 30 килогерц, как тот, что изображен далее на иллюстрации.
* Никола Тесла. Лекция в Институте Франклина, Филадельфия (февраль 1893 г.); Лекция в Национальной ассоциации электрического света, Святого Луи (март 1893 г.).
Летающая тарелка, увиденная мною в 1953 соду, продемонстрировала прецессионные характеристики, созданные таким генератором переменного тока, мощность и количество оборотов в минуту которого при определенных обстоятельствах, возможно, менялись в зависимости от уровня мощности летающей тарелки. Высокий угол и низкая частота прецессий соответствовали бы использованию генератора переменного тока большого диаметра, который поворачивался более медленно в режиме зависания и увеличивал количество оборотов в минуту для большей мощности, когда судно ускорялось.
Так как генератор переменного тока был бы присоединен к корпусу летающей тарелки, он, возможно, заставлял бы всю тарелку прецессировать под высоким углом и низкой частотой при низких оборотах в минуту. Но это оказалось неисправностью или, возможно, дефектом тарелки, тогда еще не исправленным. Идея гиростабилизатора «раскрывающейся тарелки», которую я упоминаю позже, вероятно, откорректировала бы эту проблему, если бы она не бьша связана с проблемой турбины, вращающейся слишком медленно, чтобы поддержать нужную стабильность.
С другой стороны, проблема, возможно, была вызвана неисправностью главной системы гиростабилизатора, в которой преобладали прецессионные характеристики вращающегося генератора переменного тока. Уравновешенные силы, продвигающие судно в воздушном пространстве, были бы эквивалентом проведения его на «карданных подвесах воздуха» так, чтобы оно, возможно, прецессировало свободно в соответствии со скоростью вращения углового импульса и массы генератора переменного тока. Это потребовало бы очень немного силы, если главный гиростабилизатор работал со сбоями, но подчеркнуло потребность в лучшей гиростабилизационной системе, которую Тесла отметил в своих выступлениях 1912—1914 годов.
Тесла решил проблему противодействия тенденции судна вращаться из-за вращающего момента генератора переменного тока или турбины, используя две турбины или генераторы переменного тока, вращающиеся по параллельным осям в одном или противоположных направлениях, как указано в его патенте № 1 655 114, устройство для воздушной перевозки, 3 января 1928 года. Фактически единственный генератор переменного тока и турбина, имеющие отдельные, параллельные оси, связанные коробкой передач, вероятно, сделали бы то же самое. Однако были бы необходимы два гироскопа-стабилизатора оси, чтобы стабилизировать судно: один — чтобы остановить вращение оудна, другой — чтобы удержать судно вертикально. И затем специальный гиростабилизатор потребовался бы, чтобы остановить нестабилизированное вращение судна, вызванное генератором переменного тока. Однако, несмотря на любую возможную неисправность главного гиростабилизатора, проблема высокого угла прецессии была решена, когда генератор переменного тока набрал высокую скорость оборотов в минуту, поскольку судно удалилось. Это едва ли казалось такой большой проблемой для пилота и экипажа, если они пытались увидеть, где они находились.
Я думаю, то, как судно сделало два поворота на 90 градусов, чтобы полететь на высоте, приблизительно на сто футов ниже над уровнем моря, показало, что они внезапно поняли, что были над городом, и этими маневрами хотели сделать судно менее заметным публике. Как только судно набрало полный ход и всю мощность, его низкая прецессионная норма и высокий угол прецессии стали простой высокочастотной вибрацией, и через три секунды судно пулей улетело в бесконечность (поскольку я считал секунды приблизительно так: «тысяча и один, тысяча и два, тысяча и три»). Мой расчет скорости был основан на том, что я мог видеть судно на расстоянии тридцати миль. (Ранее я ошибся при расчете скорости, предполагая, что я могу видеть судно только на дистанции 7,5 мили, когда это было не так, поскольку я вижу самолет, летящий над горами Сандия на расстоянии в тридцать миль.) Так как судно прошло приблизительно 30 миль за три секунды, оно делало приблизительно 36000 миль в час.
Поскольку прецессия судна стала высокочастотной вибрацией, края стали размытыми, что, вероятно, затруднило получение более высокой резкости контуров летающих тарелок на фотографиях и видео. Вместе с этой физической вибрацией возможен «эффект Фарадея» — «магнитооптический эффект», размывающий контуры объектов, находящихся под действием интенсивных электромагнитных полей. Распространение электрического поля корабля также расширяет его магнитное поле и вызывает вращение оптической плоскости. Таким образом, в дополнение к визуальному эффекту высокочастотных прецессионных колебаний оптическая плоскость на самом деле вращается, создавая фантастические магнитооптические эффекты. Сообщения об этих эффектах поступают часто, и они искажаются в умах мистиков, считающих их своего рода «путешествием во времени» или эффектом «путешествия между измерениями», «искривлением пространства» или «закручиванием» «времени и места» вокруг «вращающегося тела», как если бы оно двигалось через пространство «а-ля Эйнштейн», кроме «невращающихся» летающих тарелок, что доказано моим вторым навигационным компасом (Peiltochterkompass) и визуальными наблюдениями.
Как сказал Тесла: «Теория Эйнштейна — полный вздор». Летающая тарелка может быть приведена в действие генератором переменного тока Теслы, катушечным трансформатором Теслы или, что наиболее вероятно, их комбинацией, хотя за это время, вероятно, могло появиться что-то лучшее. Тесла заявил, что необходимые электрические токи могли быть переданы проводником, который позволяет мгновенно управлять судном посредством пошаговых переключателей высокого напряжения или реле. Так как встроенный генератор мощности требуется в любом случае, удобнее использовать генератор переменного тока, чем разрядник с искровым промежутком, комбинацию катушки и конденсатора, так как необходимые высокочастотные чередования могут быть легко повышены до более высокого напряжения несколькими тесно связанными «дополнительными» катушками, распределенными по судну. Это облегчило бы передачу тока высокого напряжения на несколько катушек, как требуется.
Более современная разработка очень высоких К-факторных диэлектриков теперь позволяет легче управлять очень высокими напряжениями и электрическими токами и значительно уменьшить размер компонентов так, чтобы высокопроизводительная катушка на несколько миллионов вольт могла иметь в диаметре только несколько дюймов. Главный гиростабилизатор для немецких судов, согласно неподтвержденным слухам, полученным мною из Германии, был предположительно создан из двух стальных пластин с шестерней обратного сцепления для создания эквивалентного и противоположного вращения. Прецессия и вращающий момент одной пластины могли бы отменить прецессию и вращающий момент другой пластины, чтобы создать устойчивость, которую искал Тесла, и это, возможно, было «специальным» устройством, упомянутым им в 1914 году, которое, как дополнение к турбине, будет добавлено в гироскопо-стабилизационную систему. Для полетов на большой высоте, которые я наблюдал в 1946—1947 годах, потребуется герметическая кабина. Ниже — моя иллюстрация основной «схемы»