Воскресенье, 28.04.2024, 15:42
Человек, Земля, Вселенная.
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Новости | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Археология [3]
Астрономия [66]
Вооружение [89]
Выживание [27]
Гипотезы [1]
Для души [2]
Здоровье [70]
Загадки истории [53]
Земля. Климат [23]
Искусство [1]
Красота [127]
Кулинария [6]
Мировые новости [5]
Наука и техника [18]
Никола Тесла [13]
Новости политики [20]
Непознанное [15]
Общество [3]
Практики [8]
Психология [43]
Саморазвитие [30]
Сделай сам [6]
Статистика [4]
Юмор [50]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Вооружение [ Добавить статью ]

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК. ВЗГЛЯД ЗАПАДНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Основной боевой танк. Взгляд западного специалиста

Основной боевой танк (ОБТ), также известный как боевой танк или универсальный танк, – это самоходная боевая бронированная машина со значительным огневым могуществом, в основном ведущая огонь прямой наводкой из основной пушки снарядами с высокой начальной скоростью с целью уничтожения бронированных и других целей, имеющая высокую внедорожную проходимость и высокий уровень самозащиты, но не предназначенная и не оборудованная для транспортировки боевых подразделений.

ОБТ первоначально рассматривались в качестве замены легким, средним, тяжелым и сверхтяжелым танкам. Их развитие ускорилось во время Холодной войны с разработкой легкой композиционной брони. В некоторых армиях ОБТ до сих пор дополняют легкие танки.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаДемонстрация Бундесвером танка LEOPARD в немецком Мюнстере

Сегодня ОБТ рассматриваются в качестве основного компонента современной армии. Современные ОБТ редко действуют в одиночку, поскольку они организованы в бронетанковые подразделения, поддерживаемые пехотой, которая может сопровождать ОБТ на боевых машинах пехоты (БМП). Они также поддерживаются воздушными судами наблюдения или штурмовиками.

До и во время Второй мировой войны конструкция танка страдала от ряда ограничений, касающихся в основном мощности двигателя и характеристик трансмиссии. Они позволяли конструктору создавать танк либо с высокой маневренностью, либо с хорошей защитой, либо с крупнокалиберным орудием, но не позволяли в большинстве случаев объединить все три характеристики одновременно. В сочетании с танковой теорией, в которой делался акцент на высокоскоростные прорывы за линию расположения противника, эти ограничения фактически привели к двум классам танков.

Системы первого класса, известные под разными названиями – легкие танки, крейсерские танки или даже танкетки для самых небольших вариантов, проектировались с самого начала как высокоскоростные машины. Концепция заключалась в использовании брешей в расположении противника и проникновении в его глубокий тыл самостоятельными бронетанковыми группами. Это могло нарушить материально-техническое снабжение и оперативное управления противника, а также задержать движение резервов на передовую. Считалось, что операции подобного рода подрывают или полностью нарушают способность передовых войск продолжать боевые действия.

Для создания подобных брешей в позициях противника предназначались машины второго класса – тяжелые танки или пехотные танки, – которые должны были работать совместно с передовыми пехотными подразделениями. Поскольку предполагалось, что они будут двигаться вперед с такой же скоростью как человек, от них не требовались высокие скорости, поэтому мощность двигателя могла быть перераспределена в пользу перевозки гораздо большего полезного груза.

Пехотные танки отличались гораздо большей толщиной брони, пушками более крупных калибров и большей площадью гусениц, позволяющей им пересекать насыщенное различными препятствиями поле боя.

Наконец, во время войны появился еще один класс бронированных машин, специальные самоходные противотанковые орудия. В основном они представляли собой доработку существующих танков, облегченных для того, чтобы можно было установить значительно более крупные пушки.

Появление большего огневого могущества

Несмотря на достаточно развитую теорию и предвоенные учения, концепция танкового боя быстро оказались устаревшей. Поле боя теперь не было столь уж непроходимым как во время Первой мировой войны, маневренность бронетанковой техники значительно повысилась.

Это со всей очевидностью продемонстрировали стремительные широкомасштабные танковые сражения в Северной Африке и Советском Союзе, когда бронетанковые силы выполняли броски на сотни километров. В этих случаях проблемы, связанные с обладанием машин двух классов, стали особенно очевидным; танки, способные к лобовому столкновению с противником, по большей части оказывались далеко позади, пытаясь догнать основные силы.

Те танки, которые могли поддерживать темп боя, были легкобронированными и оказывались легкой добычей для вражеских противотанковых пушек и ружей. Противотанковые установки были особенно уязвимы, каждый раз оказываясь не в том месте и не в то время, оставаясь один на один с атакующей пехотой и редко находя свою жертву в виде танка.

Это привело к появлению систем с несколько лучшей защитой, способной противостоять противотанковым ружьям и стрелковому оружию. С другой стороны, калибр собственного вооружения танка должен был расти для того, чтобы справиться с вражескими танками, имеющими такой же уровень защиты.

Эта эволюция привела к среднему танку, который преобладал в боевых действиях во второй половине войны. В основном эти модели массой 25-30 тонн и двигателями мощностью 400-500 л.с. были вооружены пушками калибра примерно 75 мм. К ярким примерам можно отнести советский T-34, самый массовый танк в то время, немецкий PANZER IV и американский M4 SHERMAN. Массовое производство этих танков привело к тому, что большая часть других танков была выведена из эксплуатации или оставлена для выполнения специфических задач.

Появление ОБТ

Между тем, быстрое повышение мощности двигателей в авиационной сфере вызвало так называемый «эффект просачивания» технологий. Крайне примечательным примером стала сделка между компаниями Rolls-Royce и Rover, которая заложила основу успешной деятельности Rolls-Royce в создании первых реактивных двигателей, в то время как Rover занялась доработкой двигателя Rolls-Royce MERLIN для установки его на танк.

Получившийся в результате двигатель Rolls-Royce METEOR предложил такое повышение мощности, что в итоге проект CROMWELL и связанные с ним проекты были отнесены к быстроходным танкам (легким и средним), которые, однако, имели огневое могущество и бронирование как у пехотных танков. Постоянное развитие базового проекта CROMWELL в конечном итоге привело к созданию танка CENTURION.

Броня этого танка могла выдержать попадание снаряда, выпущенного из любой противотанкового орудия малого и среднего калибра, установленная на нем пушка могла выводить из строя даже более крупные вражеские танки, его ходовые характеристики превосходили ходовые характеристики более ранних легких танков. Он был настолько функционально гибким, что его отнесли к категории «универсальный танк». Этот танк составил основу послевоенных танковых подразделений британской армии. В настоящее время он считается первым проектом по ОБТ.

Уроки истории

История танка началась в Первую мировую войну, когда боевые бронированные машины высокой проходимости были впервые развернуты в качестве решения проблемы окопной войны, возвестив начало эпохи механизированных боевых действий. Поначалу сырые и ненадежные танки в конечном счете стали главной опорой сухопутных армий.

К началу Второй мировой войны их конструкция была значительно усовершенствована и в связи с этим танки широко использовались на наземных театрах того времени. Во время Холодной войны появилась доктрина современного танка наряду с универсальным ОБТ. Танк и теперь является основой наземных боевых операций 21-го века.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаОБТ ALTAY третьего поколения разработан Турцией в рамках программы MITUP ALTAY. ALTAY станет первым национальным ОБТ, предназначенным для турецкой армии. Готовность первого прототипа ожидается в 2015 году

Первая мировая война породила спрос на бронированные самоходные системы вооружения, которые могли бы преодолевать любой тип местности, что в итоге привело к разработке танка. Большой недостаток бронированного автомобиля, предшественника танка, заключался в том, что он мог двигаться только по более или менее ровной местности, поэтому и были необходимы разработки с целью повышения проходимости новых систем.

Танк первоначально создавался как специальное вооружение для решения необычной тактической проблемы – патовой ситуации так называемой окопной войны на Западном фронте. Бронированный танк должен был выдерживать артиллерийскую бомбардировку и пулеметный огонь, проходить через колючую проволоку, где пехотные подразделения не могли пройти, и в итоге его появление на передовой позволило разрешить патовую ситуацию.

Во время Первой мировой мало кто осознавал, что средство возвращения мобильности и атакующих возможностей на поле боя уже присутствуют в механизме предопределенном революционизировать боевые действия на суше и в воздухе. Это был двигатель внутреннего сгорания, сделавший возможным разработку танка и в конечном счете способствовавший созданию механизированных сил, которые должны были принять на себя прежние задачи кавалерии и ослабить «хватку» пулемета на поле боя.

С повышенным огневым могуществом и защитой эти механизированные войска станут всего лишь через двадцать лет одним из столпов Второй мировой войны. Когда самоходная артиллерия, БТР, колесные грузовики и авиация поддержки – все с соответствующими средствами связи – были объединены в современную бронетанковую дивизию, командиры снова получили возможности маневра.

Долгое время выдвигались многочисленные концепции бронированных транспортных средств высокой проходимости. С появлением окопной войны в Первой мировой разработки танка союзников, французов и британцев, были по большей части параллельны и совпадали во времени.

Холодная война

Излишки эффективных танков эпохи Второй мировой войны в других армиях, особенно США и Советского Союза, привели к замедлению принятия на вооружение этих стран подобных проектов. Очевидно, что к началу 50-х годов эти проекты стали неконкурентоспособными, особенно в мире кумулятивного вооружения, и в большинстве вооруженных сил быстро появились новые решения.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалиста
Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаНа фото танк LEOPARD 2A7 (впервые был показан на выставке Eurosatory) с решетчатыми экранами и камуфляжной системой от компании Saab Barracuda

Концепция среднего танка постепенно развилась в ОБТ в 60-х годах, как только стало понятно, что средние танки могут принять пушки (например, американская 90 мм, советская 100 мм и особенно британская L7 105 мм), которые могут пробить практически любой уровень брони с дальней дистанции. Также самые тяжелые танки были неспособны использовать большинство существующих мостов.

Концепция тяжелых танков времен Второй мировой, вооруженных самыми мощными пушками и самой тяжелой броней, оказалась устаревшей, поскольку крупные танки были слишком дороги и уязвимы перед минами, бомбами, ракетами и артиллерией.

Кроме того, Вторая мировая война показала, что легковооруженные и легкобронированные танки имели ограниченное значение в большинстве задач. Во время этой войны даже разведывательные машины продемонстрировали тенденцию увеличения массы и повышения огневой мощи; скорость не могла заменить броню и огневое могущество.

Во времена Холодной войны (1945-1990 годы) советское доминирование в Варшавском договоре привело к реальной стандартизации нескольких проектов танков. С другой стороны, Франция, Германия США и Великобритания, прежде разрабатывавшие свои собственные проекты, со временем пытались стандартизовать свои проекты, в то время как меньшие члены НАТО покупали или адаптировали под свои требования эти модели.

Падение коммунизма внесло свои коррективы, так как американские военные были вынуждены резко сократить свои затраты, хотя их уровень снова поднялся до сравнимых значений после начала войны с терроризмом в 2001 году.

После Холодной войны развитие танка продолжилось, появились ОБТ третьего поколения, а в связи с возросшей эффективностью противотанкового вооружения технологии также широко шагнули вперед. Танки стали более живучими, их броня стала толще и гораздо более эффективной.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаНынешнее «дизельное решение» для танка ABRAMS, предлагаемое компанией CDLS, включает дизельный двигатель Tognum America/12V883 и новые гусеницы Diehl 570P3

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаLEOPARD 2A4 MLU от RUAG Defence предлагался тем покупателям, которые искали на международном рынке решения по замене существующего парка ОБТ A4 или его модернизации. Они либо заменяют устаревшие танки излишними моделями (A5 и A6), либо начинают программу средней модернизации Mid Life Upgrade (MLU) варианта A4

По окончании Холодной войны мы наблюдали как США, вне всяких сомнений, становятся самой мощной страной в мире, как Китай превращается из относительно слаборазвитой страны третьего мира в оперившуюся супердержаву. Мы также увидели слияние большей части Европы в одну экономику.

В 1974 году США начали большую программу по модернизации своего существующего парка танков и начали действительно массовое производство M60A1, а позднее M60A3; в то же время был разработан танк M1. Бюджеты на разработку танков и их производство выросли во время правления Рональда Рейгана вследствие трений между США и СССР.

В ответ на появление переносных и устанавливаемых на машины противотанковых комплексов была разработана еще более эффективная защита. На старые и новые танки стали устанавливаться разнесенная, композиционная броня, динамическая защита и комплексы активной защиты, как например российские Дрозд, Штора и Арена. Несмотря на подобные меры крупные ракеты остались столь же эффективны в борьбе с танками. Это было продемонстрировано в 1991 году, когда после ошибочного пуска противотанковая ракета HELLFIRE уничтожила один из новейших танков M1 ABRAMS.

К началу войны в Заливе корпус морской пехоты США все еще имел на вооружении танки M60 PATTON, тогда как остальные танковые формирования имели на вооружении ABRAMS. С самого начала иракские войска были регулярными подразделениями, вооруженными к примеру танками T-54/55 и T-62. ОБТ коалиционных сил, например, американские M1 ABRAMS, британские CHALLENGER 1 и кувейтские M-84AB, значительно превосходили китайские Type 69 и танки T-72 местного производства, стоящие на вооружении иракцев. Причем у союзников были лучше обученные экипажи и более продвинутая доктрина бронетанковых формирований.

У большей части иракских вооруженных сил стояли на вооружении китайские танки Type 59 и Type 69, советские T-55 с 50-х и 60-х годов и некоторое количество танков ASAD BABIL очень плохого качества (танки местной сборки на базе корпусов польских T-72 с остальными деталями смешанного происхождения). Эти машины не были оборудованы современным оборудованием, например тепловизорами или лазерными дальномерами и их эффективность в современном бою была весьма ограничена.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаОсновными улучшениями танка ARJUN Mk2 являются огневое могущество, защита и подвижность

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаОБТ M1A2S ABRAMS Саудовской Аравии

Иракцы не смогли найти эффективные меры противодействия тепловизорам и подкалиберным бронебойным снарядам, используемым коалиционными войсками. Это позволяло им захватывать и уничтожать иракские танки с дистанции более чем в три раза превышающей возможности иракских танков.

Иракские экипажи использовали учебные снаряды против американских и британских танков. Эти снаряды (куплены в больших количествах во время ирано-иракской войны из-за своей дешевизны) имели сердечники из мягкой стали и, таким образом, были бесполезны против брони Chobham, установленной на танках Коалиции.

21 век

С окончанием Холодной войны в 1991 году опять начали появляться вопросы, касающиеся уместности традиционного танка. За несколько лет многие страны сократили количество своих танков или заменили большую их часть легкими ББМ с минимальным бронированием.

С окончанием Холодной войны закончилось также противостояние супермогущественных блоков и в настоящее время оборонная промышленность России и Украины соперничает за продажи танков по всему миру. Индия и Пакистан модернизировали устаревшие танки и закупили новые T-84 и T-90 у государств бывшего Союза. Обе страны продемонстрировали прототипы танков, которые не ставят себе на вооружение, а предлагают на открытом рынке исключительно с целью конкуренции с новейшими западными предложениями.

Украина разработала танк T-84-120 «Оплот», который может стрелять 120-мм снарядами НАТО и противотанковыми ракетами через канал ствола. На танк установлена новая башня с автоматом заряжания и как у новейших западных моделей у него бронировано отделение для боекомплекта – решение, повысившее живучесть экипажа.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаУкраина разработала T-84-120 «Оплот», который может стрелять 120-мм снарядами стандарта НАТО и ПТУРами через ствол пушки

Российский танк «Черный орел» базируется на удлиненном корпусе T-80. Первоначальный макет, впервые показанный на второй выставке вооружений в Омске ВТТВ-97, по всей видимости, имел значительно более тяжелое бронирование и совершенно новую современную башню с разделением экипажа и боекомплекта. Прототип имел 125-мм танковую пушку, но, как было заявлено, может принять новую 152-мм пушку. Также ходят слухи, что Россия с целью вооружения российской армии разрабатывает Объект 775 (иногда называемый T-95) с дистанционно управляемой башней.

Итальянский танк C1 ARIETE можно отнести к новым ОБТ, которые относительно недавно были приняты на вооружение; поставки проходили с 1995 по 2002 годы. Танк имеет почти такие же размеры как и самый первый танк Mark I: оба высотой 2,5 метра. Mark I имел длину около 9,9 метра (корпус), а ARIETE длину 7,6/9,52 метра (корпус/корпус+пушка). Впрочем, ARIETE весит более чем в два раза больше (54 000 кг против 25 401 кг), но может двигаться в 10 раз быстрее (65 км/ч против 6,5 км/ч).

Ряд стран рассматривают возможность полного исключения из своего имущества танков и перехода на комбинацию колесных противотанковых установок и БМП, хотя, в общем и целом, здесь существует большое сопротивление в связи тем, что все крупные державы до сих пор эксплуатируют танки в большом количестве либо в действующих подразделениях, либо в готовом резерве. Подобному радикальному изменению военной доктрины пока нет проверенной альтернативы, кроме того, танки заработали себе хороший послужной список в недавних конфликтах.

Танк остается уязвимым для многих типов ракетного вооружения, ему необходим больший объем материально-технического обслуживания по сравнению с более легкими машинами, но эти проблемы были справедливы также для первых танков. Среди всех наземных боевых систем при ведении огня прямой наводкой они имеют несравненное сочетание высокой живучести и огневого могущества. Сколько приходится платить за такое сочетание, учитывая стоимость танков, остается темой для дискуссий, поскольку также существуют очень эффективные противотанковые системы, БМП и их конкуренты в виде воздушных систем, предназначенных для поражения наземных целей.

Из-за уязвимости к РПГ для локальной обороны на танк всегда устанавливались пулеметы. Их установка в некоторых случаях частично решала проблему, но создавала другую. Поскольку командир должен был работать с пулеметом снаружи танка, это делало его уязвимым к вражескому огню. Для этого на подобное вооружение начали устанавливать щитки с целью снижения угрозы, но это позволило решить проблему только частично. Поэтому, когда началась разработка комплекта повышения живучести в условиях города TUSK (Tank Urban Survival Kit) для M1A2, было принято окончательное решение устанавливать дистанционно управляемый пулемет; этот танк одним из первых ОБТ получил подобное вооружение.

К другим примерам такого подхода можно отнести дистанционно управляемую 20-мм пушку на танке M60A2. Этот боевой модуль, имеющий обозначение CROWS (Common Remotely Operated Weapons Station – универсальный дистанционно управляемый модуль вооружения), решил для командира проблему угрозы вражеского огня. Модуль также может принять опциональный гранатомет.

Возможно, в этом столетии самой развивающейся системой для танков стали комплексы активной защиты. Еще 15 лет назад броня (активная и пассивная) была единственной эффективной мерой защиты от противотанковых средств. Новейшие комплексы активной защиты (включая израильские TROPHY и IRON FIST, российский Арена) предлагают высокую живучесть даже при множественных атаках РПГ и ракет.

Если подобного рода системы будут совершенствоваться и далее и будут интегрированы в современный танк и другие бронированные машины, то уравнение «танк-противотанковые средства» полностью изменится. Как следствие, танки 21 века смогут полностью восстановить свои боевые возможности.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаНа танк LECLERC установлена система защиты GALIX от компании GLAT, которая стреляет различными дымовыми гранатами, инфракрасными ложными целями, а также противопехотными гранатами

ОБТ после Холодной войны

Российский танк T-80 – это ОБТ третьего поколения, который был создан и изготавливался в Советском Союзе. Т-80 стал развитием танка T-64; он поступил на вооружение в 1976 году и стал первым серийным танком, оснащенным газотурбинным двигателем в качестве основной силовой установки. T-80У был последним вариантом этого танка, который производился на заводе в Омске, в то время как T-80УД и его дальнейшее развитие T-84 продолжали изготавливаться на Украине.

T-80 и его варианты стоят на вооружении Беларуси, Кипра, Казахстана, Пакистана, России, Южной Кореи и Украины. Недостатком, проявившимся во время боев в Чечне, стала уязвимость T-80БВ к кумулятивным снарядам. Эту проблему изучали американские и российские эксперты и выяснили, что это связано с уязвимостью полусгораемых метательных зарядов и ракет в укладке. При пробивании брони кумулятивным снарядом расплавленная металлическая кумулятивная струя вызывала подрыв всего боекомплекта.

Танк LEOPARD 2 был разработан немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW) в качестве замены предыдущего варианта LEOPARD 1 в немецкой армии. Различные его версии стояли на вооружении Бундесвера и 12 других европейских стран, а также нескольких неевропейских стран. LEOPARD 2 немецкой армии получил боевое крещение в Косово, а также участвовал в операциях в Афганистане в составе датского и канадского контингентов.

На 450 машинах LEOPARD 2 второй партии были проведены мелкие доработки, а также установлен тепловизор для стрелка, после чего эти танки получили обозначение A1. Поставки модели 2A1 начались в марте 1982 года и завершились в ноябре 1983 года. Двумя самыми значительными изменениями стали модификация стеллажей для боеприпасов, которые стали идентичны стеллажам танка M1 ABRAMS, и доработанные топливные фильтры, сократившие время дозаправки.

Самым широко распространенным вариантом семейства LEOPARD стала модель 2A4, на которой были проведены существенные изменения, включая автоматическую систему взрывоподавления и пожаротушения, цифровую систему управления огнем, способную обрабатывать новые типы боеприпасов, и улучшенную башню с плоской титаново-вольфрамовой броней. Все более ранние варианты были доработаны до стандарта 2A4.

В Швейцарии по лицензии также изготавливался вариант 2A4, получивший обозначение Panzer 87 LEOPARD или просто Pz 87. Этот вариант получил швейцарские 7,5-мм пулеметы Mg 87 и коммуникационное оборудование, а также улучшенную систему защиты от ОМП. Швейцария держит на вооружении 380 танков Pz 87.

На стыке столетий Германия и Нидерланды оказались с большими запасами танков, в которых после окончания Холодной войны уже не было необходимости. Эти танки были проданы НАТО или союзным армиям по всему миру. Среди них Австрия, получившая114 танков, Канада (107), Чили (140), Дания (51), Финляндия (139), Греция (183), Норвегия (52), Польша (128), Португалия (37), Сингапур (96), Испания (108), Швеция (160) и Турция (339). Все эти страны стали покупателями излишков танка LEOPARD.

Турецкая компания Aselsan модернизировала на собственные средства танк и дала ему обозначение Leopard 2NG (Next Generation – следующее поколение). Модернизация включает установку модульной композиционной брони (AMAP), модернизированную оптику, полностью замененные механические узлы башни и новую СУО, работы по которой велись с 1995 года и поставки проведены в 2011 году. Она также предназначена для установки на новый турецкий ОБТ ALTAY. Модернизация была разработана несмотря на отсутствие заказа турецкой армии, но могла бы соответствовать требованиям по модернизации турецких танков LEOPARD 2A4.

На вариант A5 была установлена дополнительная разнесенная броня, после чего она получила клиновидную форму башни и передней части бортов. Эти броневые модули останавливают кумулятивную струю до того, как она достигнет основной брони. Разнесенная броня также предназначена для борьбы с кинетическими сердечниками, она вынуждает их менять направление и тем самым снижает бронебойные характеристики. Вариант A5 поступил на вооружение немецких танковых батальонов в середине 1998 года.

Вариант LEOPARD 2A6 отличается установленной 120-мм гладкоствольной пушкой L55 Rheinmetall и другими изменениями. Все немецкие танковые батальоны «сил кризисных ситуации» имеют на вооружении танки в варианте A6. Канада купила 20 танков LEOPARD 2A6 у Нидерландов. Они были поставлены в 2007 году. Португалия также купила 37 танков 2A6 у Нидерландов в 2007 году с поставками в 2008 году.

В январе 2014 года Финляндия купила 100 танков L2A6, а также боеприпасы, тренажеры и поставку запчастей в течение 10 лет из Нидерландов. Танки будут поставлены несколькими партиями в 2015-2019 годы. LEOPARD 2A6M – это вариант 2A6 с усиленной противоминной защитой нижней части корпуса и внутренними доработками, направленными на повышение живучести экипажа. Летом 2007 года Канада взяла в аренду у Германии 20 танков A6M для развертывания в Афганистане. Все новые танки имеют башню с электрическими приводами.

LEOPARD 2A7+ был впервые показан публике на выставке Eurosatory 2010 под девизом «Разработан KMW – испытан и квалифицирован немецким министерством обороны». Вариант 2A7+ испытывался Бундесвером под обозначением UrbOb (urban operations – городские операции). Танк LEOPARD 2A7+ предназначен для ведения как в конфликтах с низкой интенсивностью боевых действий, так и в конфликтах с высокой интенсивностью боевых действий.

Защита танка была усилена за счет модульной брони; фронтальная защита была усилена двойным комплектом на башне и передней части корпуса, в то время как круговая защита на 360° от РПГ и противоминная защита повышают живучесть танка в городских операциях. Танк может стрелять программируемыми осколочно-фугасными боеприпасами, а установленный на башне пулемет MG3 был заменен стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем FLW 200. Подвижность, боевая устойчивость и ситуационную осведомленность также были улучшены.

Британский ОБТ CHALLENGER 2, стоящий на вооружении британской армии в настоящее время, был разработан и изготовлен британской компанией Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems Land and Armaments). CHALLENGER 2 представляет собой глубокую доработку предыдущего варианта CHALLENGER 1. Хотя корпус и компоненты ходовой части и силовой установки кажутся одинаковыми, они имеют более новый дизайн и конструкцию чем те же элементы варианта CHALLENGER 1. Они обновлены настолько, что уровень взаимозаменяемости составил менее 5%.

CHALLENGER 2 заменил CHALLENGER 1 в британской армии; также он стоит на вооружении армии Омана. Он также прошел боевую службу в Боснии, Косово и Ираке. В июне 1991 года после конкурса с другими производителями танков (включая M1A2 Abrams и Leopard 2 [модернизированный]) министерство обороны разместило заказ на 520 млн. фунтов стерлингов заказ на 127 ОБТ и 13 машин обучения вождению. Заказ еще на 259 танков и 9 машин обучения вождения (стоимостью 800 млн.) был размещен в 1994 году. Оман заказал 18 танков Challenger 2 в 1993 году и еще 20 танков в ноябре 1997 года.

Танк MERKAVA Mk III израильской армии был принят на вооружение в декабре 1989 года, у него были модернизированы ходовая часть, силовой блок, вооружение и электронные системы. Самым заметным изменением стала установка 120-мм пушки местной компании IMI. Это орудие и более крупный дизельный двигатель 1200 л.с. (890 кВт) увеличили общую массу танка до 65 тонн, но одновременно более мощный двигатель повысил максимальную экономическую скорость до 60 км/ч. Башня была доработана для того, чтобы независимо от шасси вращаться и отслеживать цель вне зависимости от движения танка.

Следующим развитием стал танк MERKAVA Mk IV, являющийся последней модернизацией танка MERKAVA, разработкой которого шла с 1999 года. Хотя о разработке нового варианта была объявлено в октябре 1999 года, впрочем, изготовление нового танка MERKAVA Mk III продолжалось до 2003 года. Первая партия танков MERKAVA IV в ограниченном количестве была изготовлена к концу 2004 года. Модель MERKAVA Mk IV установлена новая СУО El-Op KNIGHT Mk 4. Съемная модульная броня, взятая от MERKAVA Mk IIID, установлена со всех сторон, включая верхнюю часть и V-образный днищевый комплект.

Модульная система внедрена для того, чтобы быстро ремонтировать поврежденные танки и возвращать их в поле. Танковые снаряды хранятся в индивидуальных огнестойких контейнерах, которые снижают риск детонации в случае пожара внутри танка. Башня «сухая», в ней не хранятся активные выстрелы. Некоторые элементы, как например форма корпуса, наружные неотражающие покрытия и экранирование тепловых выбросов двигателя, смешивающихся с воздухом, были взяты из программы ВВС Израиля IAI Lavi для того, чтобы затруднить обнаружение танка тепловыми сенсорами и радарами.

Как и на предыдущий танк, на вариант Mark IV устанавливается 120-мм пушка, но теперь она может стрелять боеприпасами более широкого спектра, включая противотанковые кумулятивные и подкалиберные, например бронебойный оперенный, Снаряды подаются из вращающегося полуавтоматического магазина на 10 выстрелов с электрическим приводом. Для борьбы с транспортными средствами на него также установлен более крупный 12,7-мм пулемет.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаКроме усиленной защиты и повышенного огневого могущества уровень ситуационной осведомленности ОБТ REVOLUTION повышен за счет установки новой панорамной системы наблюдения

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаОБТ MERKAVA MklV был принят на вооружение израильской армии в 2004 году. Он является дальнейшим развитием танка MERKAVA Mk3

Японский танк Type 90 основной боевой танк японских сил самообороны по состоянию на 2011 год, поступивший на вооружение в 1990 году, был разработан и изготовлен компанией Mitsubishi Heavy Industries в качестве замены всех стоящих на вооружении танков Type 61 и Type 74.

За исключением 120-мм гладкоствольной пушки, изготовленной по лицензии немецкой компании Rheinmetall, танк Type 90 и все его подсистемы разработаны и изготовлены в Японии, что привело к более высокой стоимости по сравнению с аналогичными моделями стран НАТО, например M1 ABRAMS и CHALLENGER 2.

Профиль Type 90 напоминает профиль оригинального немецкого танка LEOPARD 2 без наклонной брони (варианты LEOPARD от 2 до 2A4), но в отличие от LEOPARD 2 в танке Type 90 использована модульная керамическая и стальная композиционная броня, что после 90-х годов стало обычным в современных проектах танков. Принятие модульной композиционной брони упрощает модернизацию и смену брони, а ее лобовая броня была испытана обстрелом 120-мм бронебойных подкалиберных снарядов JM-33 из пушки L44.

В то же время боковая броня башни способна противостоять 35-мм бронебойным подкалиберным снарядам (пробивают 90 мм катаной однородной брони с дистанции 1 км). Type 90 меньше большинства современных ОБТ, высота составляет 2,33 метра, ширина 3,33 метра, масса 50,2 тонны.

Французский ОБТ AMX LECLERC изготавливает компания Nexter (бывшая GIAT). Leclerc вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой CN120-26 разработки GIAT (Nexter). Эта пушка способна стрелять такими же 120-мм снарядами НАТО, как и немецкий LEOPARD 2 и американский M1 ABRAMS, но на практике используются боеприпасы французского производства. Пушка имеет изоляцию в виде теплового кожуха и имеет автоматическую пневматическую систему отвода газов вместо привычного эжекционного устройства пушки.

В танке LECLERC установлена уникальная автоматическая система заряжания, которая была специально разработана для него и которая позволяет уменьшить численность экипажа до трех человек за счет исключения заряжающего. Башня LECLERC была спроектирована вокруг системы заряжания для того, чтобы избежать проблем с автоматом заряжания общих для других танков.

Автомат заряжания у LECLERC позволяет получить скорострельность 12 выстрелов в минуту и содержит 22 готовых к стрельбе выстрела; он может принять одновременно до шести разных типов боеприпасов, хотя, как и большинство автоматов заряжания, он не может сменить тип выстрела, когда тот уже заряжен. К самым распространенным типам относятся бронебойный подкалиберный оперенный (APFSDS) с вольфрамовым сердечником и противотанковый кумулятивный (HEAT). Для повторного заряжания доступно еще 18 выстрелов.

Танк LECLERC может стрелять в движении на скорости 50 км/ч по цели удаленной на 4000 метров. Пушка 52 калибра, сменившая пушку 44 калибра обычную для большинства танков поколения LECLERC, позволяет получить более высокую начальную скорость снаряда.

Танк LECLERC также вооружен спаренным 12,7-мм пулеметом и дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом, тогда как на других танках НАТО стоят 7,62-мм пулеметы как спаренные, так и наверху в турели; видным исключением здесь является M1 ABRAMS, который имеет спаренный 7,62-мм пулемет и два пулемета, установленные наверху, один 7,62 мм и один 12,7 мм.

ОБТ C1 ARIETE итальянской армии был разработан консорциумом компаний Iveco-Fiat и Oto Melara, CIO (Consorzio Iveco Oto Melara). Шасси и двигатель изготавливались Iveco, тогда как башня и система управления огнем изготавливалась компанией Oto Melara. На ARIETE установлена 120-мм гладкоствольная пушка Oto Melara из закаленной стали с автофреттированием, что повышает работоспособность при длительном ведении огня, позволяя вести огонь снарядами APFSDS и HEAT.

Броня у танка ARIETE представляет собой комбинацию стали и композиционного материала подобно броне британского танка CHALLENGER 2 и американского M1 ABRAMS. На ARIETE установлены с двух сторон пусковые установки гранат с электронным взведением. Каждая пусковая установка состоит из четырех стволов, которые могут заряжаться в разном сочетании, либо дымовые, либо с дипольными отражателями.

Дымовые гранаты способны скрыть танк от визуального и теплового обнаружения, тогда как дипольные отражатели рассеивают эффективную площадь отражения танка. Танк полностью защищен от оружия массового поражения.

ОБТ третьего поколения ARJUN был разработан индийской организацией оборонных исследований и разработок для индийской же армии. Танк ARJUN отличается 120-мм нарезной пушкой, которая стреляет бронебойным подкалиберным боеприпасом местной разработки; установлены один спаренный 7,62-мм пулемет и один 12,7-мм пулемет.

На танке установлен многотопливный дизельный двигатель MTU мощностью 1400 л.с., который позволяет достичь максимальной скорости 70 км/ч (43 миль/ч) и скорости по пересеченной местности 40 км/ч (25 миль/ч).

В танке размещается экипаж из четырех человек: командир, стрелок, заряжающий и водитель. Также установлены автоматические системы защиты от ОМП и обнаружения и тушения пожара. Всеракурсная защита от противотанковых снарядов, обеспечивается вновь разработанной броней KANCHAN. Ее уровень гораздо выше, чем у аналогичных танков третьего поколения.

Китайский танк Type 99, известный также под обозначениями ZTZ-99 и WZ-123, был разработан на базе модели Type 98G (в свою очередь развитие Type 98) и является ОБТ третьего поколения китайской народной армии. Танк создавался с целью конкуренции с другими современными танками и в настоящее время является самым продвинутым ОБТ, стоящим на вооружении Китая.

Мелкосерийное производство Type 98 началось с целью его участия в параде Национального Дня Китая в 1999 году. Китайское правительство после завершения работ по танку Type 98 приняло решение продолжить изучение усовершенствованных вариантов танка. В результате проведения этих программ появился Type 98G (усовершенствованный вариант Type 98) с лучшей надежностью. В конце 2001 года первая партия из 40 танков Type 98G поступила на вооружение регулярных частей армии.

Type 98G, в конечном счете, послужил основой для варианта, известного в настоящее время как Type 99, который официально был представлен общественности в 2001 году. Окончательный вариант Type 99 включал двигатель мощностью 1500 л.с. в отличие от своего непосредственного предшественника мощностью 1200 л.с. Была также добавлена наклонная стреловидная броня в стиле LEOPARD 2A5 на переднюю часть башни и дополнительные слои композиционной брони по бокам.

Отчасти из-за своей высокой стоимости вряд ли танк будет развернут в больших количествах в отличие от таких ранних китайских танков как, например, Type 59. В связи с ограниченным объемом производства Type 99 в настоящее время стоит на вооружении только самых элитных дивизий китайской армии.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалиста
Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаКомпания ST Kinetics расширила свои мощности по восстановлению и ремонту и с успехом провела модернизацию парка ОБТ LEOPARD 2A4 для сингапурской армии. Модернизация ОБТ LEOPARD 2A4 глубокая, каждая машина полностью разбирается и на ней проводится весь комплекс сварочных работ и работ по механической обработке

Доминирование новых танков с Востока

В новых анализах прогнозируется до 2021 года рынок новых более 5500 ОБТ стоимостью около 24,25 миллиарда. Более половины составят китайские Type 98, пакистано-китайские AL-KALID, российские и изготовленные по лицензии в Индии танки T-90С. Ожидается, что все эти танки должны составить почти 55% рынка в количественном выражении и всего 44% в стоимостном.

Новое производство «высококлассных» танков, к которым относятся к примеру семейства танков ABRAMS и LEOPARD, как ожидается, составит в количественном отношении около 23% и в стоимостном 36 % от общего объема рынка.

Впрочем, большинство операторов модернизируют, а не заменяют. Это дает хорошие возможности компаниям производящим функциональные подсистемы, например Elbit Systems, которая много инвестирует в электронику, оптоэлектронику и системы защиты для платформ ОБТ. Elbit модернизировала электронику и оптоэлектронику средних танков немецкого происхождения TAM в Аргентине и также участвует в гораздо более крупном проекте модернизации танков T-72 в Индии (и смотрит на крупный рынок модернизации T-72 других стран).

В каждом случае компания интегрирует полный комплект, состоящий из новой системы управления огнем, продвинутых тепловизоров для прицельных систем стрелка и командира. Последний со своим панорамным прицелом, тепловизором и лазерным дальномером обеспечивает дублирование оптики стрелка и пользуется всё большим спросом.

Американская армия намерена эксплуатировать ОБТ M1 ABRAMS примерно до 2050 года. Это свидетельствует о значительном изменении в стратегии, поскольку ранее были планы по замене этого танка гораздо более легкой машиной в рамках программы Боевые Системы Будущего Future Combat Systems (FCS). Закрытие FCS определенно сыграло свою роль в этом изменении намерений, но реальный мировой боевой опыт сыграл еще большую роль.

Бесшовный всеракурсный обзор вокруг машины это то, что привлекает внимание компании Schott. Сектор обзора внутри защищенных машин довольно ограничен и раздражает солдат. Schott со своим танковым перископом Viewing Angle Tank Periscope на 180° расширила сектор обзора за счет увеличения нормального поля зрения 28° на 8°.

Для получения этого эффекта три объектива расположены таким образом, что они создают панорамный вид от 180° до 360°, где части изображения выравниваются и располагаются рядом друг с другом. Изображения передаются по оптоволоконным кабелям, зрелая технология, которую компания Schott внедряет во многие приложения уже многие годы.

Основной боевой танк. Взгляд западного специалистаРоссийский танк T-90

Мало места для нового

Хотя значительный объем рынка модернизаций хорош для промышленности, отсутствие потребности в новых ОБТ оставляет мало места для новых конструкторских замыслов. Например, необитаемые башни начинают появляться на таких машинах как, например немецкая БМП PUMA, но они не подходят для модернизации существующих ОБТ и установки необитаемой орудийной башни, поскольку в корпусе нет места для командира и стрелка вдобавок к водителю.

ОБТ с необитаемой башней должен иметь абсолютно новую конструкцию. Положение дел довольно туманное: с одной стороны многое можно было бы получить от подобной конфигурации, а с другой число новых проектов по перспективным ОБТ можно пересчитать на пальцах одной руки.

Смерть ОБТ, как мы знаем, уже предсказывалась несколько раз. На подобные выводы влияло и широкое распространение управляемых ракет и потребность в более легкой машине, которую проще развертывать и которая больше подходит для операций в городе. Впрочем, беспрецедентное сочетание летальности, подвижности и защиты в одной системе спасло ОБТ, сюда же можно добавить его способность использовать эти возможности при одновременном улучшении в сфере ситуационной осведомленности, средств связи и бортовых информационно-управляющих систем.

Способность вести бой, невзирая на множественные атаки РПГ, и защитить экипаж почти от всех СВУ определила значимость поколения боевых машин, изначально предназначенных для борьбы со своими «собратьями» на открытой местности на дальних дистанциях, но в связи с изменением практических методов ведения боевых действий переключившихся на борьбу с повстанцами на узких городских улочках.

Нет смысла менять существующую доктрину применения танка. Потери русских в Чечне в 1995 году могли бы стать причиной пересмотра этой доктрины касательно роли ОБТ в городском бою, если бы ABRAMS и CHALLENGER 2 не показали себя с лучшей стороны в Ираке или если бы танки LEOPARD в руках голландцев и канадцев впоследствии не «засверкали всеми гранями» в Афганистане.

Самые авторитетные военно-промышленные страны рассматривают ОБТ в качестве основы и создали для себя танки третьего поколения в рамках своих проектов с возможностью экспорта, но только уже после удовлетворения собственных потребностей. Израильский танк серии MERKAVA, итальянский C-1 ARIETE, японский Type 10, южнокорейский K2 BLACK PANTHER, турецкий ALTAY (на базе турецкого BLACK PANTHER) можно отнести к таким примерам.

Британский CHALLENGER 2 и французский LECLERC почти вписываются в этот шаблон, каждый стоит на вооружении собственной страны и одного зарубежного заказчика. Некоторые восточные державы, как например Китай со своим Type 99, Индия со своим ARJUN и программой по перспективному ОБТ Future Main Battle Tank (FMBT), Иран со своим танком ZULFIQAR, приняли подобный подход.

Единственными западными проектами третьего поколения, которые были проданы в больших количествах в другие страны, являются танки ABRAMS и LEOPARD 2, но даже они терпят поражение на рынке новых машин перед восточными проектами.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

Категория: Вооружение | Добавил: razum77um (07.04.2018)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 uCoz