Понедельник, 29.04.2024, 18:50

Главная » Статьи » Вооружение [ Добавить статью ]

СПРН И ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА РОССИИ
Оптико-электронный комплекс «Окно» в Нуреке

СПРН и противоракетная оборона РоссииСистемы, традиционно относящиеся к стратегической обороне — система противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении, система контроля космического пространства (к ним также относится и снятая с вооружения система противокосмической обороны) — в настоящее время входят в состав Космических войск в качестве 3-й отдельной армии ракетно-космической обороны особого назначения.

• В задачи армии входят «обеспечение непрерывного контроля районов стартов баллистических ракет, разведка космического пространства и выдача информации предупреждения о ракетном нападении на пункты управления Верховного Главного Командования и Генерального штаба, контроль космического пространства, а также защита Москвы от баллистических ракет и их боевых блоков».
• Штаб армии ракетно-космической обороны расположен в Солнечногорске Московской области. Командующий армией — генерал-лейтенант Сергей Михайлович Курушкин.

Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Космический эшелон

• По состоянию на октябрь 2010 года в составе космического эшелона системы раннего предупреждения о ракетном нападении работали три спутника, размещённые на высокоэллиптических орбитах — Космос-2430, Космос-2446, и Космос-2469.

• Спутники Космос-2430 (ВЭО, запуск произведен 23 октября 2007 г., номер в каталоге NORAD 32268), Космос-2446 (ВЭО, 2.12.08, 33447) и Космос-2469 (ВЭО, 30.09.2010, 37170) являются космическими аппаратами типа 74Д6, которые относятся к спутникам первого поколения, являющимся частью системы, известной как УС-КС или Око.

Система УС-КС предназначена для обнаружения стартов баллистических ракет с территории США и не может производить обнаружение стартов ракет морского базирования или ракет, стартующих из других районов. Спутники размещены на орбитах таким образом, что интервал, в течение которого они могут наблюдать запуски с территории США, составляет около 18 часов в сутки.

• Информация со спутников в реальном времени передаётся на пункт управления Серпухов-15 (деревня Курилово Калужской области). После обработки информация передаётся на командный пункт армии ракетно-космической обороны в Солнечногорске. Россия ведёт работу над спутниками раннего предупреждения нового поколения. Начало лётных испытаний этих спутников ожидалось в 2009 году.

Радиолокационные станции

• В состав наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении входит девять отдельных радиотехнических узлов (ОРТУ), пять из которых находятся за пределами территории России. Радиотехнический узел включает в себя одну или несколько РЛС, информация с которых передается на центральный командный пункт армии ракетно-космической обороны в Солнечногорске.

Радиотехнические_узлы

Кроме этого, для решения задач предупреждения о ракетном нападении привлекается РЛС «Дон-2Н» системы противоракетной обороны Москвы.

Система противоракетной обороны

• Эксплуатацию системы противоракетной обороны А-135, развёрнутой вокруг Москвы, обеспечивает дивизия, входящая в состав армии РКО. Командно-измерительный пункт системы ПРО, совмещённый с РЛС «Дон-2Н», расположен в г. Софрино Московской области. Вычислительные средства системы проходят модернизацию.

РЛС «Дон-2Н» в ПодмосковьеВ состав системы ПРО входят:

— РЛС «Дон-2Н»;
— командно-измерительный пункт;
— 68 противоракет 53T6 (Gazelle), рассчитанных на перехват в атмосфере;
— 32 ракеты 51T6 (Gorgon), призванные осуществлять перехват за пределами атмосферы.

• Противоракеты размещены в шахтных пусковых установках, расположенных в позиционных районах вокруг Москвы. Противоракеты ближнего перехвата расположены в пяти позиционных районах — Лыткарино (16 пусковых установок), Сходня (16 ПУ), Королёв (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ).

Противоракеты дальнего перехвата были развёрнуты в двух частях, базирующихся в Наро-Фоминске — 10 пусковых установок и в Сергиевом Посаде — 15 пусковых установок. Система была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство в 1995 году.

Система контроля космического пространства (СККП)

• Задачи контроля космического пространства выполняет дивизия СККП, входящая в состав армии ракетно-космической обороны (РКО). Основным инструментом, используемым для обнаружения искусственных спутников на низких околоземных орбитах и определения параметров их орбит, являются РЛС системы раннего предупреждения.

• Кроме этого, в состав СККП входит оптико-электронный комплекс «Окно» в Нуреке (Таджикистан), позволяющий производить обнаружение объектов на высотах до 40 000 км. Комплекс начал работу по назначению в конце 1999 года. Средства комплекса позволяют проводить обработку данных, определение параметров движения объектов и передачу их на соответствующие командные пункты.

• В состав СККП входит отдельный радиотехнический узел «Крона» в станице Зеленчукской на Северном Кавказе. В составе узла работают специализированные РЛС дециметрового и сантиметрового диапазонов. Комплекс «Крона» работает в оптическом и радиодиапазонах и осуществляет контроль космического пространства по средствам наблюдений как в пассивном, так и в активных режимах (лазерная локация). После компьютерной обработки данные поступают в Центр контроля космического пространства. Аналогичный комплекс создается в районе Находки.

• В составе СККП также работают другие специализированные средства контроля космического пространства. Так, например, в обнаружении и сопровождении объектов участвуют астрономические обсерватории Академии наук.

/Алекс Варламик, по материалам russianforces.org и ru.wikipedia.org/